В «Искушении святого Антония» изображены два демона и две ведьмы, стаскивающие с Антония одежду, и ангел, летящий по небу (практически уже парящий над головой святого) и протягивающий мученику спасительную руку. Сюжет, провоцирующий на то, чтобы изобразить, с одной стороны, святого, победившего свою плотскость, а с другой — яркую, самовлюбленную сексуальность. Но ведьмочки Тинторетто настолько изящны и очаровательны, они, в отличие от демонов, так нежно тянут на себя края его одежды, что может даже появиться неуместная мысль об их непосредственной, животной нежности к мужчине. Это совсем не аналогичная работа современника и соперника Тинторетто — Паоло Веронезе, чье «Искушение святого Антония» больше напоминает сцену изнасилования несчастного старика белокожей бабой при содействии грубого мачо. У Тинторетто сексуальность действительно женственна и соблазнительна. И если правая ведьма дразнит Антония своей обнаженной грудью, то у левой грудь прикрыта, а открыта коленка. За счет рисунка и игры света это редкостное по своей красоте и соблазнительности колено, нежной женственности которого, возможно, нет равных в живописи Возрождения.
Святой Антоний, хоть и изображается, как положено, немолодым человеком, но тело его совсем не дряхлое, оно крепкое и мужественное. Его вполне можно было бы представить рядом с очаровательными ведьмочками. Потому-то рвется он из этого, и понятно, что не на демонах лежит ответственность за соблазнение, а это его и именно его тяжелая задача — вырваться из плена необузданной сексуальности. Но сексуальности при этом не отказано в красоте, в очаровании, в празднике. Художник не предлагает готового решения, он оставляет нас не только с духовным устремлением, но и с телесным празднованием жизни. Да и сам дух не побеждает тело, не отменяет телесности, а осуществляется как духовный порыв этого самого, совершенно реального (кажется, что даже пахнущего потом) тела.
Второе — это поразительная пластичность и динамичность изображаемых фигур. Движения достаточно уже в том, что происходит внизу, но ангел и святой Антоний настолько устремлены друг к другу, что воспринимающий оказывается втянут в пространство действия. Движение захватывает, и зрителю трудно отстраниться, отодвинуть от себя происходящее. Если Леонардо завораживал зрителя взглядом персонажа, то фигуры Тинторетто в его лучших работах настолько динамичны, что зритель оказывается прямо перед сценой. Он здесь, он телесно ощущает физическое приближение ангела. Не ангелочка, а ангела в облике взрослого мужчины.
И третье — это проблема света. Всякому художнику важно определить источник света и прорисовать освещенность всех фигур в строгой связи с их расположением относительно источника света. Простое и впечатляющее решение Тинторетто состоит в том, что источником света является Бог. Поэтому, если на картине изображен ангел, то свет исходит именно от него. Технически — от головы ангела отходят лучи, которые освещают все происходящее. Эти лучи даны нам не как освещенность, а как движение света, и это движение, этот свет наполняет зрителя не только сопричастностью, но и радостью. Конечно же, если приостановиться, отодвинуть повседневную суету и позволить себе наполниться этим светом.
А теперь — в Скуола ди Сан Рокко, где от входа сразу слева находится «Благовещение». Конечно, неплохо бы иметь перед глазами хорошую копию, а еще лучше находиться там, но… попробуем так.
Прежде всего — Богоматерь. Она совсем не воздушная, не «возвышенная» в поверхностном смысле этого слова. Дева Мария здесь — вполне земная, очевидно телесная. Хотя ее телесность не дразнящая; это естественная телесность простой женщины. У нее руки человека, знающего тяжелый труд. Эти руки не изысканны, а даже немного грязны; ее застали за работой. И одновременно насколько нежно прорисована ее шея, сколько в ней щемящей и незащищенной красоты!